Январь 2002 года. На Братском водохранилище недалеко от села Аталанка под лед провалилась машина с шестью людьми. На поверхность никто не выбрался. Две недели спасатели БПСО занималась поиском погибших.

Вспоминает Николай Иванович Якимов, ветеран БПСО:

— Место провала машины нашли быстро. Сам автомобиль обнаружить оказалось намного сложнее. Глубина — 36-38 метров. По ночам мороз достигал тридцати градусов, да и днём было холодно. Много снега, под ним — наледи. Ноги постоянно в воде.

С помощью лота, на конце которого был закреплен магнит, мы замеряли разницу по глубине. Лунки сверлили в шахматном порядке с расстоянием в один метр. Так искали место, где находится автомобиль.

Нам удалось найти точки, где разница по глубине составляла около двух метров. Но водолаз сообщил, что спустился на макушку дерева. Фонарём осветили — на дне, представляющим из себя склон, крутизной 30-35 градусов, стоит лес. Он остался после затопления водохранилища. Среди этих кустов и деревьев нужно было найти машину и погибших.

Поиски осложнялись не только стоящим на дне лесом, но и нулевой видимостью. В конце третьего дня, просверлив более 500 лунок, нам удалось обнаружить автомобиль.

Жили на льду, в КУНГе ГАЗ-66. Здесь отдыхали, питались, спали, сушили водолазное снаряжение, проводили радиосвязь, разрабатывали планы на следующий день, рисовали схемы поиска. Вскоре нам удалось поднять тела пяти человек.

Параллельно с погружениями группа обеспечения опускала в лунки вертолетные фары в качестве дополнительного освещения. Но ниже 13-14 метров опустить их было невозможно, они не выдерживали давления. Свет проникал на глубину 25-27 метров, поэтому помощи от них было мало. Обыскав все вокруг автомобиля у нас осталась одна версия: осмотреть путь по которому он скатывался. Отработав эту версию, нам удалось обнаружить последнее тело. Следом подняли автомобиль.

Эта работа стала первым серьезным испытанием для водолазов недавно образованного отряда. А потом будут сотни сложных задач и опасных операций. В том числе таких крупных, как работа по ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и на затопленном теплоходе «Булгария». Эти и другие истории мы вспомним ещё не раз.

#20летБПСО