Байкальский отряд объединяет в себе несколько совершенно разных подразделений, зона ответственности которых, в совокупности, охватывает весь Байкал. Они отличаются историей возникновения и природными особенностями, но есть то, что их объединяет — люди, которые живут делом спасения и остаются ему верны, не смотря на все сложности этой работы.

Сегодня мы ближе познакомимся с начальником Слюдянского поисково-спасательного подразделения Александром Старовойтовым.

— Когда и как ты пришел в МЧС?

— В детстве занимался в Военно-патриотическом клубе «Отечество» города Слюдянка. У нас даже было свое водолазное снаряжение, семь комплектов. Мы проходили специальное обучение. Выезжали в Северобайкальск на военную водолазную базу. Ушел в армию, служил в разведвойсках. После армии работал в скорой помощи водителем санитарной машины. В 2012 году пришел работать спасателем в Слюдянский спасательный отряд Иркутской областной аварийно-спасательной службы. Позже работал в ГИМС. Сначала госинспектором, с 2019 года – начальником Байкальского инспекторского участка. В 2021 году меня пригласили возглавить Слюдянское поисково-спасательное подразделение Байкальского поисково-спасательного отряда.

— Как тебя встретили?

— Коллектив я знаю давно, по долгу службы мы тесно общались и работали вместе. Я знал проблемы подразделения. Инициатива пригласить меня начальником исходила от самих спасателей. Я согласился, но сразу предупредил: со мной будет нелегко. Спуску никому не дам.

— Особенности зоны ответственности Слюдянского поисково-спасательного подразделения?

—  Зона ответственности подразделения совпадает с одним из самых посещаемых туристских районов Иркутской области. С одной стороны горы хребта Хамар-Дабан, с другой – вода Байкала. Такие туристские объекты, как КБЖД, горнолыжная трасса «Соболиная» в Байкальске, Тункинская долина. Здесь же – федеральная автомобильная трасса «Байкал» и железная дорога.

— Сколько в твоем подчинении спасателей?

— Двадцать один человек.

— Как вам удается справляться с объемом работ?

— Мы здесь не одни, на нашей территории есть подразделение Пожарно-спасательной службы Иркутской области. Мы взаимодействуем. Есть договоренности. Если не хватает людей, объединяем силы, формируем совместные поисково-спасательные группы.

— Ты работал спасателем и работаешь руководителем. Что тебе ближе, что интереснее, что труднее?

— Сложно сравнивать. Я такой же спасатель, как и они.

— Удается выезжать на работы?

— Конечно. Я могу быть на связи и находится в зоне ответственности при этом, выполнять поиск и спасение. Документация в порядке, я за этим слежу. Но я, прежде всего – спасатель. И терять навык не могу.

— Ты у нас самый молодой начальник подразделения. С какими сложностями сталкиваешься?

— Бывают, конечно, разногласия и недопонимания, но они не влияют на качество нашей работы. Мы все знаем, для чего работаем, знаем свое дело. Это главное. Хотя, я ведь и в подразделении своем самый молодой. Где-то они меня учат, где-то я стою на своем и оказываюсь прав. Рассматриваем различные варианты, ищем компромиссы. Это интересная работа. Работа с интересными людьми.

— Как вы решаете вопрос пополнения подразделения новыми кадрами?

— Пока, у нас нет вакансий. Очередь стоит из желающих работать. Ребята толковые, грамотные, желающие посвятить себя хорошему делу.

— Что удерживает людей на работе?

— Точно не деньги. Для большинства из моих подчиненных дело спасения находится в приоритете жизненных ценностей. Ради этих людей я и согласился здесь работать. Им не нужно ничего говорить, они хорошо знают свое дело и любят его.

— Кто такой «хороший спасатель»?

— Хороший спасатель оценит обстановку на местности, взвесит все риски и примет оптимальное решение в данных обстоятельствах. Это сочетание здравого смысла, высокого профессионализма и преданности своему делу.

— Ты всегда подтянут, свеж, бодр и в хорошем настроении. Это склад характера? У тебя какая-то особая философия жизни?

— Поводы для расстройства всегда можно найти, только зачем? Всю жизнь нас сопровождают разные проблемы, трудности. При этом нужно искать положительные моменты. Проблемы нужно решать бодро, на позитиве.

— Как ты думаешь, насколько важен для спасателя семейный тыл.  

— Очень важен! Кто нас провожает на работу? Семья. Кто встречает? Жена, дети. Тыл – это самое главное, я считаю. Когда дома не все в порядке – это однозначно негативно сказывается на рабочих процессах. На празднование нашего профессионального праздника – дня спасателя, мы приглашаем семьи. Убеждён: это не только наш праздник, это праздник тех, кто нас провожает, ждёт и встречает. А поисковые, спасательные работы могут тянуться и неделю, и месяц, и дольше. Нам жизненно необходима их поддержка.

— За годы работы у тебя появились свои собственные способы восстановления после физически и морально тяжелых работ?

— Для меня самый работающий способ восстановления – это уединение. Ухожу в тайгу, на свой охотничий участок. Два-четыре дня живу один – тишина, спокойствие – и выхожу другим человеком.

— У тебя есть сын?

— Два. И старшая дочь.

— Как вырастить настоящего мужчину?

— Интерес ребенка всегда будет там, где движение. Домовой цикл никому не интересен. Поэтому при любой возможности я беру детей, собак (у меня две хаски) и мы отправляемся в путь. На лыжах, на снегоходе, на аэролодке, пешком. На Хамар-Дабан! Дети должны общаться с природой. Там они вырастают настоящими людьми.