Байкальский отряд объединяет в себе несколько совершенно разных подразделений, зона ответственности которых, в совокупности, охватывает весь Байкал. Они отличаются историей возникновения и природными особенностями, но есть то, что их объединяет — люди, которые живут делом спасения долгие-долгие годы и остаются ему верны, не смотря на все сложности этой работы.

Сегодня мы ближе познакомимся с начальником Сахюртинского поисково-спасательного подразделения Валерием Николаевым.

Валерий Александрович Николаев родился в 1984 году в селе Сахюрта Ольхонского района Иркутской области. Окончил Чернорудскую среднюю общеобразовательную школу. В 2002 году поступил в Восточно-Сибирский Институт МВД. В 2006 году в звании младшего лейтенанта пришел на практику в Куйбышевский отдел милиции РОВД города Иркутск. В 2007 году защитил диплом и остался работать оперуполномоченным. Летом 2007 года сменил сферу деятельности – перешел работать госинспектором в Хужирский инспекторский участок ГИМС МЧС России. В 2011 году стал старшим госинспектором, возглавил Маломорский инспекторский участок ГИМС. В 2014 году Николаеву предложили должность спасателя в Сахюртинском поисково-спасательном подразделении Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России, он сразу согласился. С 2016 года Валерий Николаев возглавляет Сахюртинское поисково-спасательное подразделение БПСО.

– В чем особенность зоны ответственности Сахюртинского ПСП?

– Это самый посещаемый туристский район на Байкале – район пролива Малое море и острова Ольхон. Количество отдыхающих с каждым годом возрастает. Спектр работ за последнее время изменился. До 2013 года спасать приходилось рыбаков, было много провалов автомобильной техники на льду, по 10-12 машин в день тонуло. Сейчас большая часть пострадавших – люди, предпочитающие активные виды отдыха.

– Какова, на сегодняшний день, штатная численность вверенного тебе подразделения?

–15 человек.

– Как вам удаётся справляться с таким большим объемом работ?

– Мы все живём недалеко от базы нашего подразделения в Сахюрте. За счет этого сокращается время готовности к выезду. Оперативный дежурный звонит, народ прибегает, садится и едет. Поэтому для нас очень важно, чтобы спасатели были местными жителями. Живем в постоянной готовности. Даже на следующий, после суточного дежурства, день, спасатель всегда на связи и, по необходимости, выезжает на спасработы. Люди не считают свои рабочие часы, работают за идею и, наверное, за счет этого эффективно выполняют свои задачи. Конечно, если бы спасателей в отряде держали только деньги, едва ли нам удалось справляться с таким объемом работ.

– Легко ли находить кадры для подразделения в условиях сельской местности и как вы решаете этот вопрос?

– У нас есть люди и молодежь есть, которые хотят работать. С высшим образованием. Приходят, оставляют резюме.

– Существуют ли у тебя, выработанные на собственном опыте, способы восстановления после тяжелых спасработ?

– Стараюсь не пропускать через себя, сильно не переживать. Хотя, конечно, есть случаи, которые невозможно забыть. Я тогда ещё в ГИМС работал. Лет десять прошло, до сих пор стоит перед глазами машина, которая ушла под лёд у нас на глазах, фактически, в тот момент, когда мы были заняты подъемом другой машины. Водитель и его сын с передних сидений выскочили, а на заднем сидении еще один мальчик был. Вот это чувство, что мог сделать – но не сделал, угнетает. Я хотел нырнуть, но меня не пустили.

– Без снаряжения нырнуть хотел?

– Да, без снаряжения. Я понимаю, что возможно там и остался бы. Около семи метров глубина, едва ли я, конечно, доплыл бы. Но то, что не попробовал… Когда погибает ребёнок – очень тяжело. У всех остаётся это внутри, вряд ли кто-то сможет забыть такое. Просто живёшь с этим дальше.

– Это принципиальная твоя позиция, выезжать на работы как можно чаще?

– Стараюсь выезжать, конечно.

– Почему именно ты?

– Ну, я предполагаю, что прибуду быстрее всех (смеется). Я живу близко к базе, по всем вызовам мне оперативный докладывает, поэтому, когда выезжаю сам – получается, мы сокращаем время реагирования.

– Мы наблюдаем за тобой и у нас складывается впечатление, что ты не умеешь отдыхать.

– Можно сказать так. Но, в последнее время я научился переключаться. Стройкой занимаюсь. Отвлекаюсь. Без этого, конечно, тяжело. Потом только к психологу.

– Психологи могут помочь?

– Мне помог. Была ситуация, когда грипп и накопленный стресс дали в сумме тяжелый эффект. Врачи какое-то время не могли понять, как меня лечить. В Иркутской железнодорожной больнице сделали комплексное обследование и по назначению терапевта со мной стал работать психолог. Месяц я восстанавливался. С психологом мы прорабатывали комплекс воздушных тренировок и учились планировать отдых. В целом: чередовать работу и отдых, не загонять себя. Раньше я сам не замечал, что пропадаю сутками на работе.

– Что проще – работать спасателем или начальником? Что интереснее?

– Конечно, ответственности больше, когда руководишь. Иногда очень хочется уйти в спасатели, сбежать от документов на спасработы. А с другой стороны бывают такие работы, что думаешь: зачем я выехал (смеётся)? Конечно, и там и там есть свои сложности.

– В какие моменты ты испытываешь чувство глубокого морального удовлетворения от работы?

– Когда работа выполнена, нет никаких претензий. Всё хорошо. Из последнего вспоминается снежный буран 14 марта на Малом море. Мы работали на льду и постоянно поступали новые вызовы. Были мысли: сейчас дунет еще больше и что мы будем делать с людьми под Огоем? Машины, которые съезжали в районе Хужира на лёд, накопились недалеко от мыса Шибетского, образовав пробку. Застряли в снежных заносах. Мы откопали семь автомобилей и сопровождали их во время движения, они снова застревали, мы их выдергивали, двигались дальше. В это время поступил вызов о том, что в районе залива Харагой 13 пеших туристов нуждаются в эвакуации. Мы приняли решение спрятать колонну машин под скалой возле острова Огой, попросили их не двигаться, и поехали забирать туристов, которые ждали нас в палатках.

– Из десяти водителей сколько имеет в багажнике трос и лопаты?

– Ни у кого нет. У нас район малоснежный, вообще-то. Даже местные люди никогда не берут лопаты. Но, если ты едешь на Байкал, конечно, лопата и трос должны быть.

– Была вероятность, что «Трэкол» может опрокинуть ветром?

– Конечно. Когда мы туристов забрали, у них такой истеричный смех был, бурное веселье, они видимо чувство облегчения испытали, что всё закончилось. Мы загрузили их в «Трэкол», – а его разворачивает и подкидывает порывами ветра – туристы примолкли и пока мы не добрались до материка, в машине стояла тишина.

– Каким богам вы молитесь во время сложных ситуаций?

– Ничего не могу сказать про это (улыбается)… Все мы молимся когда-нибудь… Конечно, переживаешь, надеешься, что всё хорошо закончится.
В тот же день наши спасатели, в том числе Света, ездили в пролив Ольхонские Ворота. Забирали семью с детьми из Красноярска. Штормовой ветер, они застряли на машине в снежном заносе. Их вывезли, а машину на следующий день поехали откапывать. Машину отбуксировали… Туристка эта заплакала и Свете говорит: «Вы такая маленькая, хрупкая, а нас спасали». Расчувствовалась: спасатели отважные люди, даже наши женщины (смеется).

– С каким чувством ты отправляешь женщину на спасработы?

– Я же доверяю спасателям, с которыми она едет (улыбается). Правда, в тот раз информация пришла о том, что пострадавшие в МРС, а они оказались в проливе. Там сильнее дуло.

– Попереживал?

– Не до того было! Остальных надо было спасать.

– Выглядит, конечно, эпично, когда женщина-спасатель приезжает и при помощи шанцевого инструмента решает проблему – откапывает машину из заноса.

– Ну, (смеется) она сама хочет. Я что сделаю?

– На сегодняшний день ты доволен своей командой?

– Да.

– Как думаешь, насколько важен для спасателя семейный тыл?

– Важен, конечно. Отсутствие надежного тыла ухудшает работоспособность спасателя. Сразу видно по человеку, что думает он не о работе, а о том, что у него дома.

– Что делает спасателя – хорошим спасателем. Как вырастить хорошего спасателя?

– Вырастить сложно, он сразу должен быть хорошим спасателем внутри. Тяжело воспитывать человека, который безразличен по жизни. Перевоспитывать бесполезно. Человек должен быть изначально подготовлен: владеть обстановкой, ориентироваться на местности, разбираться в технике, уметь работать руками и головой. Вообще, что-то уметь в этой жизни. Некоторые ничего не умеют же.

– Твой совет спасателям-новичкам?

– Работать надо. Не стесняться. Спрашивать, помогать, изучать. Желание должно быть, инициатива.

– У тебя в подразделении есть хорошие спасатели?

– Есть. Они все хорошие. Просто кто-то более, а кто-то менее опытный. Любой «первоклассник» выезжает на работы – я спокоен, когда едут спасатели помоложе – переживаю. Но, с другой стороны молодёжь воспитывается и растёт только в бою, никак по-другому. А как опыт набрать? Только практика. Старому спасателю легче всё сделать самому. То же самое в ремонте техники. Я прошу опытных: отойди и контролируй со стороны. Да, это сложно. Но иначе они не научатся.